В современном обществе из-за многообразия взглядов, традиций и уровней развития формируются довольно сложные типы политической культуры. Об этом необходимо помнить, ведь культура, признанная большинством, влияет и на режим власти, и на форму всей системы.
Политическая культура — что это?
Каждый человек по мере своего взросления приобретает определённый жизненный опыт. Кроме того, большую роль в процессе формирования личности играет окружающая обстановка и мнения людей. В зависимости от этих же составляющих, индивид приобретает свой уровень политической культуры.
Получается, что это понятие включает в себя все знания об исторических событиях, понимание реальных ситуаций на политической арене и возможность генерировать собственную оценку всему вышеперечисленному. Говоря о его структуре, можно выделить следующие составляющие:
- политический опыт, то есть определённые традиции, устои;
- сознание – отношение к ценностям, знаниям, переживаемые на фоне окружающей обстановки эмоции и чувства;
- поведение – то, как человек реагирует на какие-либо изменения в общественной жизни, и насколько активно сам принимает в ней участие.
Культуре отведена огромная роль. С её помощью регулируются всевозможные установки общественности и устанавливаются нормы поведения. Повышая свой культурный уровень, каждый гражданин самообразовывается, приобретает новые знания и воспитывает себя как личность. Ну и, конечно, именно такое основание способствует объединению нации и стремлению выполнять общие цели.
Какие типы политической культуры существуют?
По различным критериям разработано множество типологий. На сегодняшний день базовой считается классификация Г. Алмонда и С. Вербы. По мнению американских исследователей, можно вычленить три основных типа:
- патриархальная (приходская) – полное безразличие к политической жизни и неосведомлённость о ней. Интересы людей сосредоточены во внутренних группах и на личных проблемах (семья, община). При этом руководство страной они полностью доверяют правящей элите;
- подданническая (зависимая) – граждане интересуются политикой, но предпочитают позицию «наблюдателя». Принятие всех решение сосредотачивается в руках правящей верхушки, народ уверен в своей неспособности повлиять на ход событий;
- активистская (культура участия) – каждый человек хорошо осведомлен не только о ситуации в стране, но и о возможностях своего влияния. Люди активно участвуют в принятии важных государственных решений (например, в выборах), могут высказывать свою точку зрения и даже выстраивать оппозицию действующей власти.
Сейчас такое разделение уже считается устаревшим. В настоящий момент политологи придерживаются концепции-аналога, называемой «гражданственностью». В этом варианте учитываются результаты исследований, в ходе которых были определены пропорции соотношения всех трёх типажей в обществе. Он строится на вечном поиске баланса между правящей элитой и её избирателями, активным и пассивным участием в жизни государства.
По согласованности различных уровней культуры также существует отдельная типология. Она была разработана американским учёным У. Розенбаумом и выделяет:
- фрагментарный тип – полнейшая разобщённость и постоянные конфликты между представителями разных мировоззрений, личные интересы ставятся выше общих;
- интегративный (интегрированный) тип – характеризуется полной терпимостью со всех сторон к принятым политическим решениям, есть общие схожие цели для развития государства. Низкая конфликтность и возможность мирно разрешать возникающие проблемы.
Польский исследователь Ежи Йозеф Вятр создал свою классификацию, которая основана на исторической принадлежности и преемственности поколений. Так, принято разделять:
- традиционную культуру на племенную, теократическую и деспотическую. Соответственно, во всех трёх подвидах будет наблюдаться тенденция к высокому статусу правителя. Причём по градации от меньшего влияния к большему, как и в одноимённых государственных укладах;
- демократическую – на либеральную и технократическую. Основными положениями являются высокая нравственность, признание ценности свободы каждого человека и стремление повысить активность участия граждан в политической деятельности;
- автократическую – на авторитарную и тоталитарную. Поддерживается мнение об обязательной сильной сконцентрированной в определённых руках власти, при котором не существует понятия о личных правах обычных людей.
При всём этом необходимо понимать, что все приведённые здесь типологии весьма условны. В реальности довольно трудно выделить отдельный «чистый» тип. Политическая культура любой страны – это всегда «смесь» из различных представлений о ней.